Юрий Половников (polo79) wrote,
Юрий Половников
polo79

Пеший поход на горы Народная и Манарага, а так же сплав по реке Косью. День 5-6.

1-2 и 3-4 дни похода

Пятый день

Пятый день был посвящен нами подъему на Манарагу. Однозначно. Уже не смотрели на погоду, на облака и т.д. Просто начали подъем, в надежде, что к тому моменту, когда мы дойдем до вершины, облако рассеется. А если нет, то будем сидеть и ждать. Авось, в какое-нибудь "окно" и пролезем.

Встали по будильничку, умылись, приготовили традиционную кашку и выдвинулись в дорогу.

Поначалу тропинка довольно полого поднималась и не выходила из зоны леса. Продолжалось это примерно 2-2,5 километра. Но потом резко взяла вверх и начался довольно ощутимый подъем. Запыхались и вспотели все моментально, даже не смотря на секущий ветер.

Все эти трудности с лихвой компенсировались той неземной красотой, что разворачивалась перед нами. К сожалению фотографии не передают и десятой части того, что мы видели воочию.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Уже на подходе к самой вершине нас ждал довольно приятный сюрприз. С другой стороны перевала, по этой же тропе, только навстречу, на нас вышло небольшое стадо оленей, точнее семья (не знаю, как это правильно называется, в общем, было их штук 7-8). Они оказались не очень общительными парнями и, увидев нас, ломанулись налево, прямо по курумнику убежали в сторону. Ниже на фотографии я попытался их запечатлеть, но оленей, к сожалению, увидеть на фото практически нереально, так сильно они сливаются с ландшафтом. Что меня еще поразило, так это их скорость перемещения по курумнику. Им абсолютно без разницы по какой поверхности бежать: что по твердой тропе, что по кочкам, что по курумнику. Скорость везде одинаковая.

Вышли на седловину перевала и увидели долину за Манарагой. Красота, надо сказать, неимоверная. Вот было бы побольше солнышка, то фотографии вообще фантастические получились бы.

Начали восхождение непосредственно на Манарагу. Сначала пошли не тем путем: начали ориентироваться на туры, а они, по какой-то причине, были поставлены на склоне гребня горы, а не на самой вершине. В общем, залезли в такую .опу, что потом долго оттуда выруливали. На фото ниже видно, как я полулежу-полустою над обрывом.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Потом, все-таки, догадались вылезти наверх, на сам гребень, и пошли уже по нему. Как оказалось, именно там и проходит основная тропа, а что за туры были выложены внизу, на склоне, не понятно.

Пока карабкались к первому зубцу Манараги, все ожидали, что она, чудесным образом, откроется. Но этого так и не произошло. Вершина горы стабильно была скрыта облаком. Подошли вплотную к первому зубцу и решили перекусить, посидеть и подождать. Но чуда не произошло. Мы встали перед дилеммой, что делать дальше. Мнения разделились. Я считал, что нет смысла карабкаться наверх и надеяться на "окно". Но парни решили иначе и все рискнули, но я с ними уже не пошел. Лично я начал спуск с Манараги.

Дошел до первого черничника и оторвался там по чернике по полной программе. Компаньоны именно тут меня и "застукали", прям на месте "преступления". В лагерь уже возвращались вместе.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Вернувшись в лагерь мы приняли два неоднозначных решения. Первое — мы решили встать на воду прямо здесь, т.е. на Манараге, не доходя до Косью. Дело в том, что до Косью оставалось еще шесть километров, которые надо было пройти по берегу реки Манараги. Вода в реке нам показалась высокой, а мы решили, что вполне пройдем на катамаране. Второе решение, которое мы приняли — сделать это сегодня, т.е. буквально в течение двух-трех часов, оставшихся до темноты. Потом уже мы поняли, что, наверное, не надо было спешить ни с первым, ни со вторым. Может, правильнее было спокойно лечь спать, отдохнуть, а на следующий день так же спокойно пройти эти шесть километров и вставать на воду уже на Косью. Но, что сделано, то сделано.

Катамаран мы собрали, благо, что жерди для рамы мы нарубили еще вчера, т.е. во время дневки. Раму собирали "на резине" и надо сказать, что собрали очень хорошо. Потом уже, на протяжении сплава мы ни разу ее не переделывали и не доделывали, как обычно это бывает. Рама вынесла все испытания и ни разу нас не подвела.

В этот вечер, после сбора катамарана, по Манараге нам удалось пройти всего 1,5 километра, не больше. Начало темнеть и нам срочно пришлось искать место для стоянки, а выбора особого не было. Когда уже искали место для лагеря случилось небольшое приключение, после которого я слегка оказался в воде, и самое главное, в воде оказался мой фотоаппарат (слава Богу без серьезных последствий для последнего). Мы с Владом сидели на корме и активно работали веслами, как вдруг я услышал предательское шипение, переходящее в свист. Поначалу я испугался, что мы порвали кат об один из камней и начал искать, где выходит воздух, но так и не увидел. После чего сообразил посмотреть на "соски", а точнее на пробки, а если еще точнее, то на их отсутствие. И увидел, что на баллоне Влада действительно нет пробки: либо она сама выскочила из-за давления, либо он ее выдернул и не заметил (задел веслом или ногой). В общем, воздух со скоростью света покидал один из баллонов. Пришлось срочно принимать меры и я не придумал ничего лучшего, как просто перевеситься на другую сторону и как Александр Морозов своею грудью закрыть амбразуру, т.е. рукой зажать "соску". Все бы ничего и обошлось бы, если бы у меня на шее не висел кофр с фотоаппаром, а также навигатор. Все это, естественно, оказалось в воде. Но, как я уже говорил выше, обошлось без серьезных последствий и вся техника осталась цела.

В результате поисков места для лагеря уже в темноте встали в не очень удачном месте, в какой-то болотине. Переночевали с горем пополам.

Шестой день

Утро шестого дня было полно надежд и позитивных ожиданий. Во-первых, сегодня был день рождения у Влада. Вот уже второй год подряд мы встречаем его днюху в походах (в прошлом году на Кожиме). Изначально решили, что сегодня вечером встанем лагерем пораньше, чтобы организовать праздничный ужин. Во-вторых, сегодня нам предстояла выйти в Косью и мы очень надеялись, что воды в реке будет достаточно и мы наконец-то начнем настоящий сплав, т.е. начнем балдеть, а не таскать кат по мелководью, как это приходилось делать на Манараге. Ну, и в-третьих, нам предстояло обзавестись еще одним, т.е. уже вторым, катамараном.

Тут я должен сделать небольшое пояснение. Дело в том, что одна из наших коммерческих групп буквально за месяц до этого должна была пройти этот же самый маршрут. Проводником у них был тот самый Алексей Попов, который давал нам инструкции в Инте. Они довольно удачно прошли первую, пешую, часть маршрута, а вот сплав у них не задался. Дело в том, что в Косью не было воды. Как объяснял Алексей, она ушла прямо на глазах. Он понял, что они не уложатся в сроки (а у всех уже куплены билеты на поезд из Инты, у всех отпуска заканчиваются) и самое правильное, это вернуться через перевал Кар-Кар на Желанную, а оттуда уже уехать на машине. В эти же дни у нас была еще одна группа, чисто пешая, и Алексей точно знал, когда и откуда их должна была забирать машина. На эту машину он и сориентировался. Но для того, чтобы успеть вернуться и, по сути, догнать эту пешую группу, надо было максимально облегчиться. Решили катамаран с собой обратно не тащить и спрятать его в лесу, что, собственно и сделали. А нам уже предстояло его забрать. Мы точно знали GPS-координаты места, где кат был спрятан, а так же у нас было словесное описание схрона. В общем, предстояло нам небольшое ориентирование на местности.

Ну, а стремились мы к этому спрятанному катамарану не потому, что нам нужен был второй кат, а потому, что там была герма. Дело в том, что мы большую герму (которая как палуба крепится к кату, драй-бэг ее еще называют иногда) не брали сознательно. Мы рассчитывали именно на ту, что спрятана вместе с катамараном. Изначально катамаран собирали с палубой из стропы (30 метров) и куска полиэтилена. Но это было очень ненадежно. Кроме того, мы пока сплавлялись по Манараге умудрились сломать два весла, точнее лопасти. Еще одна галочка на будущее: не брать в этот поход лопасти от лодок (из тонкого черного пластика). Они слишком быстро ломаются, не выдержав нагрузок. Брать надо только лопасти от катамаранных весел. Ну, и еще одним приятным бонусом было то, что вместе с катамараном были спрятаны две простые гермы, а также багажные жгуты (резинки с крючками). В общем, со всем этим богатством можно было очень хорошо упаковаться и спокойно дальше сплавляться.

Главным ориентиром для поиска катамарана был порог Труба. Тот самый, легендарный, страшный и ужасный порог. И вот, мы вышли из Манараги в Косью, сплавились по ней буквально 2-3 километра и вот он, точнее она, Труба…

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Схрон с катамараном и гермами нашли довольно быстро. Но был один негативный момент: все, что лежало вне сумки с катамараном, а именно гермы (и катамаранная, и две простые) были нещадно погрызены мышами. Больше всех, конечно, досталось сумке-чехлу от большой гермы (на фото ниже). Сама большая герма тоже была погрызена, но не критично. Мыши тронули только люверсы (петли), которыми герма крепится к раме, но в целом, герма была целой и даже функциональной. Мелкие дырочки мы проложили полиэтиленом изнутри и довольно успешно ею пользовались весь сплав.

Когда перфоманс с катамараном был закончен, нам надо было решить, что делать с Трубой. Катамаран в серьезных переделках у нас еще не был и пределы прочности нашей рамы мы еще не знали. Труба была опасна первым прижимом к правой скале и последующим сливом с высотой где-то один метр.

Посовещавшись мы решили порог Труба обнести. Как показал последующий сплав, этот порог мы могли смело проходить и даже не заметили бы его, т.к. следующие пороги, которые нам приходилось проходить, были значительно сложнее и опаснее этого. Но тогда, перед Трубой, мы этого еще не знали. В пользу обноса сработало и то, что решили собрать раму катамарана заново, а это значит полную разгрузку. А раз разгрузились, то не сложно и перетаскать все вещи на 200 метров. На раму "прикрутили" герму, уложили все вещи, обнесли порог (встали сразу под сливом) и начали сплав по Косью. Уже полноценный и без скидок.

Как я уже говорил выше сегодня у Влада был день Рождения. Встать лагерем решили пораньше. Но все праздничное настроение нам испортил дождь. Он зарядил не на шутку и когда мы попытались развести костер, то у мало что получалось. Вроде и дрова горят, а воду вскипятить не можем. Решили залезть в палатку и приготовить ужин на газовых горелках (у нас их было две). Для этого повода у нас были припасены печеньки, шоколад и даже бутылка водки (на спирте Альфа). Ее Влад тащил весь поход специального для этого случая. Вот так, сидя в трехместной палатке впятером, поглощая "торт" из печенья с шоколадом, поедая фантастические рулетики (из остатков бекона, плавленного сыра и хлебных крошек), которые приготовила Евгения, мы и отметили днюху Влада. Было весело. Впрочем, как и любой праздник в походе.