Юрий Половников (polo79) wrote,
Юрий Половников
polo79

Пеший поход на горы Народная и Манарага, а так же сплав по реке Косью. День 7-8.

1-2, 3-4 и 5-6 дни похода

Седьмой день

Утро седьмого дня было самым тяжелым в походе. Дождь лил не переставая всю ночь и даже утром еще накрапывал. А точнее не столько дождь, сколько мокрый снег. У нас промокло все, что можно. Сухих вещей практически не осталось. Чтобы не замерзнуть ночью в палатках закрыли все вентиляционные отверстия и это привело к тому, что спальники промокли от конденсата. Вставали очень тяжело. Когда вышли из палаток, то первое, что бросилось в глаза это то, что вершины всех гор вокруг нас стали белыми от снега. Сразу почувствовалось дыхание зимы. Вокруг стояла такая типичная для этого времени прозрачная морозная свежесть, когда уже точно понимаешь, что зима близко. Пугало только одно — такая погода будет весь день, а то и весь оставшийся поход. Прекрасно понимали, что холод в лагере переносится легче, чем холод на воде и это не предвещало ничего хорошего. Но, как бы то ни было, надо было сплавляться дальше. Собрали вещи отправились в путь.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Но природа Приполярного Урала была к нам милостива… Впрочем, как всегда. Ближе к обеду все тучи развеяло и появилось солнце. Конечно, температура не сильно повысилась, т.е. по-прежнему было холодно, но на сплаве самое главное и важное это отсутствие дождя. Все остальное мелочи. Перед нами открывались фантастические пейзажи с заснеженными горами. Самой высокой, конечно же, был пик Карпинского. В принципе, пик Карпинского, это основная вершина под знаком которой проходит сплав по Косью.

Этот день знаменателе еще и тем, что мы впервые на этом сплаве увидели рыбу. Буквально, прямо под катамараном увидели как плавают огромные хариуса.

Когда фотосессия закончилась у нас состоялся примерно следующий "смешной" диалог: "ну, что, ищем стоянку? Да, конечно, еще часик неспешно сплавляемся и по ходу ищем стоянку. Как только находим ее, то сразу встаем…". А сейчас объясню, почему этот диалог оказался "смешным". Как я уже говорил, мы шли без проводника и реку, по сути, не знали. Да, мы видели по карте, что впереди есть какая-то шивера, да и Алексей в Инте нам про нее говорил, но что это такое в реальности мы не представляли. Когда мы вышли из первого поворта, то увидели перекат, в который залетели так быстро, что даже не успели сообразить. За ним последовал второй, потом третий и так целая череда перекатов. Соображать и что-либо предпринимать уже было поздно, как говорится в анекдоте "что тут думать, грести надо". Вот и мы только и успевали, что табанить, грести да орать друга на друга. На одном сливе чуть не перевернули катамаран. Эти два километра сплошных перекатов, сливов и прижимов мы пролетели, даже сами не заметили как. Последним испытанием стала знаменитая Белая Лошадь. Она, кстати, как мне показалось, только выглядит устрашающе, а с точки зрения опасности там есть перекаты и посерьезнее. Но вот и Белую Лошадь мы проскочили (надо сказать, что основательно промокнув) и прямо сразу, справа увидели место шикарной стоянки. Судя по тому, как она вытоптана и сколько костровищ на ней было размещено мы поняли, что летом она никогда не пустует. Да и в весеннее половодье, наверняка экстремалы-водники пасутся здесь стадами.

На этой стоянке нам удалось кое-как просушить свои вещи (благо дождя не было) и более-менее хорошо отдохнуть. Еще эта стоянка запомнилась нам просто шикарными видами и очередным гастрономическим оргазмом, который нам устроил Влад. У него явно есть способности к гастрономии и к кулинарии, что я заметил еще в прошлом году, на Кожиме. В этот раз он снова, только уже в котелке, пожарил хариуса так, что мы слопали его, чуть не откусив себе пальцы. В общем, день был очень содержательным и интересным. Фотографий перекатов, к сожалению, нет, т.к. не до этого было. Надеюсь, вы меня понимаете…

Восьмой день

Холод. Холод наступал твердо и уверенно. С каждый утром становилось все холоднее и холоднее. Так, утром восьмого дня мы обнаружили, что все наши вещи, оставленные сушиться возле костра просто-напросто стоят колом, т.е. они застыли. Палатки тоже обметало инеем и они заиндивели. Зато было солнечно и фотографии получились сочными и насыщенными. Хотя, мне от этого было только хуже, т.к. батарея моего фотоаппарата села. Дальше в отчете будут в основном фотографии Алексея, а моих будет по минимуму.

Для нас с Лехой первой горной рекой навсегда останется наша родная Вишера и все остальные реки по умолчанию сравниваются с ней. Вот и Косью мы сравнивали с Вишерой. Главное отличие реки Косью, по крайней мере в верхнем течении, это отсутствие береговых скал. Берег Косью по идее ровный, русло ее широкое, в этом смысле Косью очень сильно напомнила Лемву. Но это совсем не значит, что Косью неинтересна или скучна. Отсутствие скал с лихвой компенсируется наличием … гор! Когда сплавляешься по Косью, вместо скал видишь разные горы и хребты, при чем в нашем случае они уже были заснежены, что придавало им особой живописности. Согласитесь, что горы — это хорошая замена скалам?! Кстати, скалы тоже есть и их довольно много, но они почему-то сосредоточены в нижнем течении, что видно на последующих фотографиях.

А вот и береговые скалы.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
На фото ниже, кстати, виден плещущийся хариус…

Согласно карте и если верить словам Алексея Попова, сегодня мы должны были проплывать мимо бани. Алексей описал нам баню как нечто, что не видно с берега. Вообще, голоса в нашей команде разделились: одни считали, что надо обязательно остановиться и помыться в бане. Другие, в том числе и я, считали, что надо плыть раньше. Дело в том, что проплывать баню мы должны были, по предварительным расчетам, в районе обеда. Если останавливаться и мыться в бане, то мы терели половину ходового дня. Но победил голос чистоты и гигиены, а я, в результате, остался в одиночестве. Решили вставать на ночевку, как только найдем баню. Но вот как ее найти, если ее не видно с берега? В общем, шли по реке и пристально вглядывались, искали…

И тут бац!.. перед нами не просто баня, которую якобы не видно с реки, а целый туристический комплекс в тайге. Мы увидели огромный трехэтажный дом и ряд хозяйственных построек возле него. Вышли на берег и пошли знакомиться с хозяевами. Но их не оказалось на месте. Во всем огромном доме жилой была одна комнатушка, а вторая, примыкающая к ней, тоже была пригодно для жизни, но явно пустовала. Похоже, ее использовали как гостиницу для туристов, где могли расположиться человека 3-4. Среди хозпостроек мы нашли и баню, поэтому, справедливо решили, что это и есть та баня, которая отмечена на карте и про которую говорил Алексей. Так как хозяев не было, то мы решили хозяйничать сами и затопили баню. Пока баня топилась мы сварили ужин, поели прямо на берегу, на деревянном помосте, который похоже когда-то был беседкой. Спать легли в тех жилых комнатах, которые единственно были жилыми. В доме было такое огромное количество мышей, которого я никогда не видел. Открывая дверь в сени можно было наблюдать как из под ног разбегались с десяток мышей. А когда мы спали, они, как мне кажется, ползали даже по нам, по крайней мере по полу они топтали капитально и я несколько раз за ночь просыпался от их беготни.

Вообще, эта постройка производила удручающе впечатление. Поражал масштаб и размах, который сопровождал это строительство. Во дворе стоял здоровенный дизель, который когда-то, похоже, был рабочим и исправно давал электричество. Стояла бетономешалка, которая как раз работала на электричестве, стояла другая техника, но все было уже нерабочим. Фундамент под домом был бетонным, цельно залитым. Вокруг дома лежало огромное количество стройматериала, но уже негодного для строительства. Сам дом был недостроен, но в своем недостроенном состоянии уже начался разрушаться. Чувствуется, что не было единого согласованного плана строительства и дом строили кто во что горазд. Были и кирпичные стены, и из круглого дерева, и из бруса. Перекрытий в доме не было, только стропила, а вот двери и окна все установлены, даже на верхних этажах. При чем все двери и окна какие-то казенные, буквально картонные. Но самое удручающее зрелище — это тонны и тонны испорченных стройматериалов вокруг дома и в самом доме. Это и несколько десятков мешков испорченного закаменевшего цемента, аккуратно сложенного в полуразвалившейся сарайке, и тонны раскисшей, свалявшейся единой кучей изоляции (похожей на древнюю стекловату), и штабеля кирпича, и стопки стекол. В общем, кто-то замахнулся, но не потянул строительство, а может, не дали достроить. Но, что самое интересное, в одной комнате кто-то постоянно проживал, т.е. был сторож у всего этого хозяйства, просто мы этого человека не застали на месте.

Когда уходили из дома, постарались оставить все как есть и даже прибраться.